Фраза о квадратных колёсах у большинства вызовет лишь улыбку. Действительно, о них упоминается разве что в анекдотах, и серьёзно о колёсах такой формы никто говорить не будет.
Но они всё-таки были изобретены и даже запатентованы. В 1959 году патент на это изобретение получил Альберт Сфедд, который считал, что такая форма поможет увеличить проходимость транспортного средства. Удивительно, но в этом был смысл. Квадратные колёса показали хорошие результаты на небольших скоростях до 55 км/ч, легко преодолевая песок, грязь и снег. Давление при этом должно быть одинаковым во всех шинах, чтобы сохранять хорошие показатели.
Плюсы и минусы
Несомненно, традиционная круглая форма идеальна для передвижения по ровной горизонтальной поверхности. Но поверхность дороги не всегда ровная и гладкая, а иногда это и вовсе бездорожье. На неровностях и ухабах начинаются проблемы, а на сложнопересечённой местности круглые колёса справляются совсем плохо. Утверждается, что квадратные подходят для этого намного больше. Острые грани квадрата обеспечивают гораздо лучшее сцепление с поверхностью, чем круг, в том числе и на склонах.
Однако на этом плюсы заканчиваются. Квадратные колёса демонстрируют низкую износостойкость из-за больших нагрузок, поэтому они быстро выходят из строя. А для езды по пересечённой местности давно имеются альтернативы получше, которые уже хорошо себя зарекомендовали. Например, гусеницы.
Реализация на практике
Изначально Альберт Сфедд рассчитывал, что его изобретение найдёт применение в военной сфере. И действительно, им заинтересовались военные. В 60-е годы было создано несколько вполне функциональных армейских моделей, однако интерес быстро угас и задумка не получила дальнейшего развития.
Не так давно эксперты австралийско-американской научно-популярной телепередачи «Разрушители легенд» провели эксперимент, установив на пикап Ford F-Series квадратные колёса. Они собирались ответить на два вопроса: возможна ли плавность хода на квадратных колесах даже на большой скорости, и действительно ли имеется преимущество перед круглыми колесами при подъеме на крутой склон.
В результате эксперимента был вынесен вердикт: квадратные колёса пригодны для езды, но перспектива их массового применения сомнительна. Довольно быстро машина лишилась одного из колёс и почти всех покрышек. При этом реальная эффективность при подъёме на склон у круглых и квадратных колёс оказалась одинаковой.
На сегодняшний день встретить квадратные колёса можно только в индустрии развлечений. Например, велосипеды на велошоу, различные транспортные средства на аттракционах. И очевидно, что в ближайшем будущем перспективы увидеть квадратные колёса у машин на улицах у нас нет.