Обычное автомобильное колесо представляется всеми одинаково: это центральный диск с внешней шиной, заполненной воздухом. Такая конструкция давно подтвердила свою эффективность и кажется, что другой и быть не может. Тем не менее, постоянно предпринимаются попытки внести в эту конструкцию кардинальные изменения, чтобы улучшить её технические свойства и сделать более экономичной. Одной из таких попыток и стала так называемая безвоздушная шина.
Особенности конструкции
Современные производители экспериментируют с различными конструкциями. Например, достаточно известен проект Airless:Resilient NPT, который компания Resilient Technologies начала разрабатывать с 2002 г.
Покрышка Airless:Resilient NPT – это единая конструкция, состоящая из центрального диска, внешнего обода с протектором и специального каркаса между ними. Этот каркас выполнен в виде решётки и берёт на себя функцию воздуха. Шина становится более лёгкой, однако достаточно хорошо гасит удары. Ей не страшны проколы и она сохраняет рабочие функции даже при повреждении 30% элементов внутреннего каркаса. Но не обошлось и без серьёзных недостатков: это сложность изготовления и дороговизна некоторых материалов, необходимых для производства.
Ещё один вариант безвоздушных шин был представлен компанией Michelin в 2005 году. Это покрышки Tweel (Tire + Wheel). Конструкторы соединили центральный диск и внешний обод с помощью V-образных «спиц». В 2012 году компания начала поставки таких шин для сельскохозяйственной и строительной техники.
Компания Bridgestone тоже не осталась в стороне. В её варианте конструкции диск соединяется с ободом перекрещенными изогнутыми «спицами». Благодаря этому существенно повышается амортизация при сохранении остальных характеристик. Но сфера применения таких покрышек была неширока из-за ограниченной грузоподъёмности.
Были и другие предложения, даже прошедшие испытания.
Плюсы и минусы
Как и любые другие изделия, безвоздушные шины имеют свои плюсы и минусы. Основной их плюс – более высокая прочность. Они не боятся острых предметов, ям на дорогах, сильных ударов, в том числе и боковых. Нет необходимости их подкачивать и контролировать давление в шине. Масса такого колеса получается значительно меньше, чем у классического.
Но при всех этих достоинствах не обошлось без недостатков. Прежде всего, это высокие требования к материалам, из-за чего автоматически поднимается стоимость изделия. Следующий недостаток – безопасная скорость движения на таких покрышках не превышает 70-80 км/час. Дальнейший разгон закончится перегревом. Жёсткость у таких шин постоянная, чтобы её изменить, необходимо заменить колесо. А жёсткость может зависеть в том числе и от попадания грязи через открытые боковые стороны. Из-за этого можно забыть о поездках по бездорожью, песку или гравию. Также существуют проблемы с грузоподъёмностью, превышение определённого веса автомобиля будет критичным.
В целом, сегодня минусы перевешивают плюсы, и безвоздушные шины – это лишь курьёз, который не может составить конкуренцию традиционным покрышкам. Однако, это перспективный курьёз с большим потенциалом. Их уже используют в некоторых узких нишах, так что у этой конструкции есть весьма хорошие перспективы.