История шин: как это было

Шина для автомобиля – всё равно, что обувь для человека. Она обеспечивает защиту колеса, комфорт пассажиров и эстетическую привлекательность всего автомобиля. Сложно поверить, что так было не всегда, и привычные нам покрышки появились относительно недавно, всего каких-то 170 лет назад. А что же было раньше?

Давным-давно…

…ещё до появления автомобилей, колёса всё так же были обязательной частью большинства транспортных средств.  Без них обходились, например, сани, которым скольжение по снегу обеспечивали полозья, но большинство экипажей всё-таки без них ездить не могли. Транспортные средства модернизировались, и к 19 веку каретники были уважаемыми ремесленниками, и те, кто достиг вершин мастерства, ценились крайне высоко. Например, американская автомобильная компания «Студебекер» изначально занималась изготовлением фургонов и телег, успешно продолжив свои наработки в своей дальнейшей деятельности.

Колёса транспортных средств всегда изготавливались особенно тщательно, ведь на них приходятся нагрузки, возникающие при движении. Они состояли из трёх частей: ступицы, спиц и обода. На обод уже готового колеса часто надевали ещё один разогретый металлический обод – своего рода шину. Остывая, металл плотно сжимал дерево. Это не добавляло особенного комфорта для пассажиров и не способствовало сцеплению с дорогой, но позволяло обеспечить защиту колеса от небольших повреждений.

Этот безумный XIX век

Середина 19 века – начало второй промышленной революции. Возникли новые отрасли производства, произошли технологические прорывы в старых отраслях. Не обошла она и транспорт.

Принципиальные улучшения стали возможны благодаря изобретению резины. В 1844 году американец Чарльз Гудьир патентует технологию вулканизации каучука. Именно ему удалось первым получить устойчивую резину, после того как он догадался смешать каучук с серой. Другой исследователь, англичанин Томас Ханкок, в этом же году получает такой же патент, даже обогнав Гудьира на несколько недель. Почему же первым называют Гудьира? Считается, что хоть он немного запоздал с оформлением патента, но первым пришёл к положительному результату.

Несмотря на очевидную перспективность нового материала, на разработку оптимальной конструкции автомобильной покрышки ушло достаточно много времени. Изначально в качестве шины применяли цельный резиновый обод, который натягивали на колесо. В 1846 году шотландец Роберт Уильям Томсон оформил патент на пневматическую шину, однако изобретение не пошло в производство. Лишь через сорок лет подобная идея пришла в голову другому шотландцу, Джону Бойду Данлопу, который сообразил сконструировать шины для велосипеда своего сынишки из садового шланга, наполненного воздухом.

После этого победное шествие надувных шин уже было не остановить. Они становятся всё совершеннее. Например, компания Michelin в 1891 году предлагает съёмные велосипедные шины, которые ранее просто приклеивались к колесу. А в 1895 году Peugeot L'Eclair стал первым в мире автомобилем, «обутым» в пневматические шины Michelin.

А что принёс ХХ век?

В двадцатом веке гонка изобретений не прекратилась. Пневматические покрышки пережили целый ряд инноваций

  • 1934 год – появление зимней резины
  • 1946 год – радиальные шины побеждают диагональные
  • 1961 год – началось серийное производство шипованных шин
  • 1972 год – началось серийное производство шин, устойчивых к проколам

Развитие не останавливается и в XXI веке. Ищутся новые, более прочные составы, проводятся эксперименты с формой шипов, разрабатываются технологии по увеличению проходимости в сложных условиях. Нет предела совершенству, а значит, нас ждёт ещё немало новых интересных открытий, которые помогут улучшить покрышки наших автомобилей.

Опубликовано: 2023.04.22