Учимся читать рисунок протектора: дизайн и поведение шин

Покрышки различаются по многим характеристикам, в том числе и дизайном нанесённого на их поверхность рисунка. При этом очень важно понимать, что этот рисунок наносится не просто для красоты. Прежде всего, он несёт утилитарную функцию. И если вы научитесь разбираться в этих рисунках, вы сможете быстро понять, как покрышки будут вести себя при определённых погодных условиях.

Виды рисунка протекторов

Протектор – часть шины, которая должна защитить её от повреждений и непосредственно контактирует с дорожным полотном. Рисунок протектора неодинаков на всех типах шин, он может быть разным, и отличие состоит в схеме расположения канавок, прорезей и шашек. От этого зависят сцепные показатели, они влияют на тормозной путь, эффективно отводят грязь и воду.

Существуют четыре основных вида рисунка протекторов:

  • симметричный ненаправленный
  • симметричный направленный
  • асимметричный ненаправленный
  • асимметричный направленный

 

Симметричный ненаправленный

Самый универсальный дизайн покрышек, который можно встретить наиболее часто. Углубления нанесены зеркально с двух сторон ската, поэтому такие шины можно устанавливать независимо от направления или стороны вращения. Они обеспечивают плавность хода автомобиля, однако плохо подходят для быстрой езды по мокрым дорогам.

Симметричный направленный

На такой шине канавки словно сходятся к центру в направлении вращения. Такой дизайн помогает хорошо справиться с водой и снежной массой на трассах. Эти шины часто имеют высокие индексы скорости. Установка такого типа покрышек сложнее, чем с ненаправленным рисунком.  Их необходимо устанавливать с соблюдением заданного направления, которое обозначается стрелкой на боковине и надписью (Rotation).

Асимметричный ненаправленный

Этот дизайн основан на идее зонирования покрышки в зависимости от загруженности, поэтому стороны таких шин различаются. Внешняя зона отличается повышенной жёсткостью и устойчивостью к деформации, которая может возникнуть из-за активного маневрирования. Именно на неё приходятся основные нагрузки. А внутренняя зона покрыта множеством канавок, так как именно она отвечает за водоотведение. Чтобы установка была произведена правильно, производители маркируют внутренние (Inside) и внешние боковины (Outside) шины. Такие покрышки стоят дорого, но дают лучшую управляемость на повороте и при перестроении на скорости.

Асимметричный направленный

Это самый редко встречающийся вариант рисунка покрышек. Дизайн практически совпадает симметричным направленным рисунком, но имеется одно серьёзное отличие, которое и делает эти покрышки уникальными: уменьшается внутренняя сторона протектора. За счёт этого достигается максимальная эффективность водоотведения и равномерное распределение нагрузки. Однако такие покрышки отличаются сложностью в установке, при которой необходимо учитывать как направление вращения (Rotation), так и стороны диска (Inside или Outside). Всё это создаёт сложности с подбором запасного колеса. А учитывая высокую стоимость производства, такие шины используются только для дорогих спортивных и скоростных автомобилей.

Обратите внимание!

Помните, что использовать гладкие шины без рисунка протектора на дорогах общего пользования в Российской Федерации запрещается. Более того, высота рисунка шин определяется законодательно. В ПДД указывается, что шины легковых автомобилей должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм. Остаточная глубина зимних шин – не менее 4 мм.

Опубликовано: 2023.05.24